Приобщаем ребенка к искусству

Написано 14 Август, 2009 в категории Дети,Разное

ХХ век был назван веком ребенка, поскольку было признано, что дети должны жить собственной полнокровной жизнью, а не пребывать в пассивном бездействии, пока не достигнут совершеннолетия. В XIX веке мальчиков и девочек называли «маленькие мужчины» и «маленькие женщины», с тем, чтобы польстить их самолюбию, и одевали их соответственно. Такое отношение особенно проявлялось в приобщении детей к искусству, которое сводилось к упрощению методики обучения взрослых. Мальчики и девочки в возрасте восьми-девяти лет усердно рисовали кубы и цилиндры в перспективе, что является абсолютно бесполезным занятием для детей.

Теперь нам известно, что дети видят и передают увиденное не так, как взрослые, и что искусство необходимо для их развития и здоровья. Психологи отмечают, что многие эмоциональные нарушения у детей в более позднем возрасте связаны с трудностями в детстве и что дети часто в состоянии справиться с такими трудностями, по крайней мере, частично, путем творческого самовыражения.

Юная художница © фото Alena Ozerova - Fotolia.com

Юная художница © фото Alena Ozerova - Fotolia.com

Творческое самовыражение необходимо также для полного развития личности. Надо отметить, что искусство как вид деятельности предназначено не только для одаренных детей.

Роль родителей в творческом развитии детей

Многие родители полагают, что если их ребенок не проявляет таланта в какой-либо области искусства, то нет смысла поощрять его интерес. Среди педагогов нет единодушного мнения относительно того, возможно ли определить, талантлив ребенок или нет. Некоторые считают, что талант проявляется позже в юности, а не в раннем детстве. Как бы то ни было, всем детям должны быть предоставлены равные возможности для творческого развития.

Осознают это родители или нет, они являются первыми педагогами детей по искусству. Даже когда у ребенка появляется опытный преподаватель, отношение родителей к искусству и к творческим возможностям ребенка имеет огромное значение. Оно может стимулировать или расхолаживать деятельность ребенка.

Понимание того, что творческое самовыражение в жизни ребенка является положительным фактором в его развитии, пришло относительно недавно. Мало кто из современных родителей имел в детстве возможность творческого самовыражения, которую в настоящее время мы пытаемся предоставить детям. Поэтому многие родители могут быть обеспокоены работами своих детей, они могут настаивать, чтобы их обучали «основам искусства» в пять-шесть лет. Подобная позиция противоречит всему направлению современного обучения искусству.

Перед родителями стоят сложные задачи — поощрять детей, но не переусердствовать при этом, оценивать их успехи, а также отличать занятия, которые положительно сказываются на развитии ребенка, от негативного обучения.

Родители часто задают вопрос: «С какого возраста следует приобщать ребенка к искусству?» Это нужно начинать с того момента, когда ребенок уже в состоянии держать в руках или проявляет интерес к таким орудиям труда, как карандаш, мел, кисточка.

Возрастные особенности

Поделки и аппликация также важны дял развития ребенка © фото Andi Berger - Fotolia.com

Поделки и аппликация также важны дял развития ребенка © фото Andi Berger - Fotolia.com

Некоторые дети начинают делать первые каракули в 18 месяцев или два года, но большинство — в возрасте трех лет. Обычно в каждом доме имеется карандаш, поэтому он, прежде всего, попадает в руки ребенка, но это — не лучший инструмент. Для свободного и творческого выражения личности лучше всего использовать кисточку, краски и пластилин.

Можно применять также мелки, но они связаны с более жесткой манерой фиксации изображения. Детям рекомендуется давать большие листы бумаги и большие кисточки.

Рисунки трехлетнего или четырехлетнего ребенка могут казаться хаотичными и бесполезными. Но это — необходимый исследовательский процесс, и не следует его форсировать.

Очень большую роль в развитии двухлетнего или трехлетнего ребенка имеет опыт обращения с глиной, создание коллажей и конструкций.

Первые детские работы в области искусства носят абстрактный характер, к четырем-пяти годам он начинает создавать свои цвета и собственные композиции. Ребенок начинает постигать пространство и его организацию. От экспериментов с цветом и формой ребенок переходит к стадии символов, которые годам к шести могут передавать реальные объекты. Надо учитывать эти этапы развития и не настаивать на том, чтобы рисунок был точной копией реального объекта.

Реализм приходит к ребенку между восемью-десятью годами. Задача родителей на этом этапе — помочь ребенку более внимательно наблюдать за окружающим его миром. Позже, от десяти до двенадцати лет, потребность в реализме у ребенка усиливается. Появляется необходимость знания техники рисования для более достоверной передачи изображения. На этом этапе важно, чтобы обучение методике рисования не подавляло творческие возможности ребенка.

Подростковый возраст — самый трудный период в творческой жизни ребенка, многие дети перестают в это время заниматься творческим самовыражением. Поэтому в этот период дети особенно нуждаются в моральной поддержке родителей.

Если ребенок проявляет особый интерес к рисованию, то для него следует подобрать соответствующую художественную школу или студию.

Особенности творческого развития ребенка

Творческое развитие ребенка сугубо индивидуально, и родителям это надо учитывать. Позднее раскрытие художественной личности ребенка отнюдь не свидетельствует об отсутствии таланта. Ребенку присуще на каждом возрастном уровне время от времени возвращаться к более ранним стадиям. Иногда ребенок долгое время сосредотачивается на одной теме или сюжете, не следует выражать неодобрение по этому поводу, лучше поговорить с педагогом.

В работах по искусству отражается много эмоциональных нарушений. Психиатры открыли для себя целый ряд постоянно присутствующих символов или черт, свидетельствующих о наличии определенных умственных или эмоциональных заболеваний. Однако родители не должны проявлять крайнее беспокойство в подобных случаях, если в поведении ребенка не обнаруживается признаков нарушений.

Большое значение для творческого развития ребенка имеет оформление квартиры (мебель, предметы искусства и т.д.).

Очень важен выбор игрушек для ребенка, которые должны быть хорошо оформлены, соответствовать возрасту ребенка и стимулировать его творческую деятельность. Часто предпочтительнее простые игрушки, нежели сложные, с большим количеством деталей.

Очень важно оборудовать специальное место в квартире для занятий ребенка. Желательно, чтобы для работы были и низенький столик, скамеечка, шкафчик или набор полок для хранения материалов, доска для выставки рисунков и коробка или полка для выставки изделий из пластилина и конструкций.

Если в комнате недостаточно свободной площади, можно использовать складной столик.

Для любого возраста подходит набор карандашей из шести цветов. Масляные краски обычно не рекомендуются для детей. Препятствием на пути творческого развития детей, к сожалению, часто являются телевизионные передачи. Также не следует злоупотреблять альбомами для раскрашивания.

Родителям надо всячески поощрять интерес ребенка к искусству с детства, не захваливать его, участвовать в его творческом процессе, не настаивать на исправлениях в рисунках, помогать организовать рабочее место, не требовать объяснения того, что он нарисовал, обеспечивать его необходимыми материалами для занятий, совершать с ним прогулки по городу и его окрестностям, посещать с ним выставки и музеи, не сравнивать его работы с работами других детей, работать в контакте с педагогами.

Добавить комментарий