Методики раннего развития ребенка: вред или польза?

Написано 18 Август, 2009 в категории Дети

Каждый родитель желает, чтоб его малыш вырос здоровым и всесторонне развитым. На помощь современным мамам и папам приходят различные методики раннего развития.

Абсолютное большинство популярных ныне методик были изобретены для развития способностей детей с физическими или умственными отклонениями. Убедившись, что они помогают в обучении «особенных» детей, их начали применять повсеместно. Но так ли полезны они для обычных крох? Попробуем разобраться.

1. Вальдорфская система была изобретена около ста лет назад немецким философом Рудольфом Штайнером. В ее основе — развитие ребенка с учетом возрастных особенностей. Приверженцы данной системы считают, что обучение детей до 7 лет чтению и письму — ложный путь, так как до этого возраста у малышей не развито абстрактное мышление. Телевизоры и любые искусственные материалы для обучения — тоже под запертом. Каждого малыша нужно развивать в соответствии с его возрастом: у малышей уделять внимание мелкой моторике, для более старших детей — пошиву игрушек, резьбе по дереву и т.д. Все дела детки должны осуществлять совместно с родителями. Это огромный плюс этой методики, так как сближает родственников. Но в то же время, Вальдорфская система не акцентирует внимание на интеллектуальном развитии. Только эмоции, музыка и творчество.

2. Система Монтессори. Ее родоначальница — педагог-дефектолог Мария Монтессори, которая работала в саду для слабых и больных детей. Поэтому огромное внимание уделяла развитию мелкой моторики. Она разработала специальные схемы использования предметов для стимуляции нервных окончаний. Эта методика идеально подходит для малышей, которые воспринимают информацию визуально, но в то же время она препятствует развитию фантазии.

© фото Monika Adamczyk - Fotolia.com

Интересные занятия никому не помешают © фото Monika Adamczyk - Fotolia.com

3. Система Глена Домана разработана в 40-ых годах XX столетия военным врачом для реабилитации детей с поражениями головного мозга. Он разработал специальные карточки, на которых изображались слова, цифры и соответствующее им количество точек. Эти рисунки следует показывать малышу с рождения. Таким способом считается, что он запоминает информацию на бессознательном уровне. Вот в этом заключается и минус методики Домана — кроха запоминает информацию, но не понимает ее. Такой способ обучения можно использовать для тренировки мозга.

4. Кубики Зайцева. Питерский педагог Николай Зайцев придумал, как можно обучить деток чтению с помощью специальных кубиков. Их количество более 50 и на каждой грани изображены не буквы, а слоги. Пользуясь ими, ребенок запоминает звучание и вскоре начинает читать. Эта методика подходит всем детям. Но есть одно «но» — в школе малышей обучают чтению в классическом варианте «по азбуке». Поэтому, если родители не предупредят учителя о том, что их кроха уже умеет читать, он может столкнуться с методами «педагогического переучивания».

5. Педагогика Никитиных. Популярные в советское время родители-новаторы Борис и Елена Никитины придумали свою систему развития собственных детей. Способ жизни у них был спартанский: закаливание на снегу, ограничение в калориях, физические нагрузки. Для интеллектуального развития — логические игры и головоломки. В принципе, суть этой системы сводилась к развитию технических способностей у человека. Минусом такого обучения могут служить… сами дети Никитиных:
— гением ни один из них так и не стал;
— никто из сыновей-дочерей не применил методику родителей по отношению к собственным детям.

В заключение отмечу следующее: какой способ вы бы не избрали для развития собственного крохи, помните :

  • в первую очередь, у ребенка должно быть детство в классическом понимании со всеми атрибутами : играми, детскими площадками, друзьями;
  • во вторую — не ставьте целью воспитать из него вундеркинда с пеленок;
  • и в третьих, никакой способ развития не заменит совместного общения родителей и деток.

Добавить комментарий